Предпринимателям уже во второй раз в 2018 году меняют правила работы с наличными средствами. Сначала было утверждено новое Положение о ведении кассовых операций (утверждено постановлением НБУ от 29 декабря 2017 №148), которым с 5 января 2018 года изменили оформление кассовых документов и порядок оприходования налички.

А с 1 июня другим постановлением Нацбанка (№54 от 24 мая 2018 года) «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» этот порядок был дополнен и уточнен.

Что меняется

Прежде всего надо отметить, что был переписан п.11 раздела II, касающегося оприходования наличности. Предполагается три основных способа.

Первый — посредством выписывания предприятием приходных кассовых ордеров и отражением этих сумм в кассовой книге.

Второй — на основании товарных чеков (квитанций), которые оформляет физлицо-предприниматель, с обязательной фиксацией этих сумм в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов).

Третий — при помощи фискальных чеков РРО или расчетных квитанций (если РРО не используется), которые подклеиваются в книгу учета расчетных операций (КУРО).

«Физлица-предприниматели, которые проводят наличные расчеты, оформляя их товарными чеками (квитанциями), и ведут книгу учета доходов и расходов, осуществляют учет наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов на основании товарных чеков (квитанций)»

Юристы обращают внимание на важное уточнение, которое вносится постановлением №54. Оприходованием наличности теперь считается не только отражение выручки в книге учета доходов и расходов, которую ведут предприниматели на общей системе налогообложения и единоналожники, которые платят НДС. Но и отражение этих данных в книге учета доходов, которую ведут предприниматели — плательщики единого налога, которые не платят НДС.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:  Військовий збір 5% Зустрічаємо!

«В целом такое нововведение достаточно прогрессивно, поскольку решает раз и навсегда спор по поводу порядка оформления кассовых документов у предпринимателей. Ведь они кассовой книги не ведут, но время от времени по результатам проверок СПД на общей системе налогообложения налоговики пытались им приписать нарушение кассовой дисциплины».

Еще одна позитивная новация постановления №54 — возможность использования «старых» форм кассовых документов до 30-го июня 2018 года. Речь идет о ведомостях на выплату денег, кассовых ордеров, журнала их регистрации, кассовой книги, книги учета выданных и принятых старшим кассиром наличных и акта о результатах инвентаризации имеющихся средств (установлены постановлением НБУ №637 от 15 декабря 2004 года).

Очевидно, это связано с возможностью не наказывать тех субъектов хозяйствования, которые не успели своевременно поменять формы кассовых документов.

Аналогичным образом, до конца месяца продлено выполнение требования, согласно которому предприятия и предприниматели должны сами разработать и утвердить Положение о ведении кассовых операций, а также порядок расчета лимита кассы (с учетом норм Положения о ведении кассовых операций).

В целом сейчас прослеживается тенденция к сужению возможностей по неприменению РРО. С каждыми внесенными изменениями уменьшаются предельные объемы выручки, которые разрешено оприходовать без РРО. Попутно расширяется перечень видов деятельности, для которых использование кассового аппарата обязательно.

«Все это преследует одну цель — как можно больше расширить сферу контроля за наличными расчетами, установить истинный, а не задекларированный объем продаж, расширить базу налогообложения», — поясняют юристы.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:  Як змінити систему оподаткування ФОП: перехід з однієї групи на іншу

Сужение границ расчета

По словам и.о. главы Государственной фискальной службы Мирослава Продана, кассовые аппараты используют всего 3% от общего количества юридических лиц и 4,4% физлиц-предпринимателей, которые подают отчетность. Между тем, как отмечает глава ГФС, когда налогоплательщик начинает использовать кассовый аппарат, «мы о нем в режиме онлайн знаем все». Фискалы считают, что фискализация операций позволит решить проблему серого импорта, контрабанды и нелегальной торговли.

Новым документом фактически сужается сумма наличности в расчетах между физлицами-предпринимателями. Постановлением №54 уточнен порядок расчетов наличными в размере до 50 тыс. грн, которые физлицо может заплатить субъекту хозяйствования.

Однако осталось неизменным ограничение наличных расчетов между субъектами хозяйствования (как юридическими, так и физическими лицами). По-прежнему они могут рассчитаться между собой наличными в течение одного дня, по одному или нескольким платежным документам, на сумму не более 10 тыс. грн (п.6,7 постановления №148).

В то же время обычные украинцы (не предприниматели) имеют право рассчитаться друг с другом наличными по договорам купли-продажи на те же самые 50 тыс. грн. Правда, эти договора должны быть заверены нотариально.

Но налоговики пошли еще дальше. На своем сайте ГФС указанную норму изложили более детально в следующей редакции: субъекты хозяйствования (предприятия или предприниматели) имеют право между собой осуществлять расчеты наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам — в размере до 10 тыс. грн.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:  Як змінити систему оподаткування ФОП: перехід з однієї групи на іншу

«То есть, в ГФС физических лиц-предпринимателей, которые являются субъектами хозяйствования, приравнивают к предприятиям, тем самым ограничивая их право проводить между собой расчеты суммой всего до 10 000 грн».

При этом неважно, какую систему налогообложения применяет ФЛП — общую или упрощенную, и если упрощенную, то на какой группе единого налога он находится.