Любая проверка не должна быть неожиданностью. Тем более с 2019 года мораторий на плановые налоговые проверки уже не работает. Любая проверка не должна быть неожиданностью. Тем более с 2019 года мораторий на плановые налоговые проверки уже не работает. Но и на мораторий не стоит уповать, поскольку учитывая, что налоговая проверка может быть как плановая, так и внеплановая. Поэтому к ревизии необходимо быть готовым всегда.
Бизнес должен ввести себе за правило проводить мониторинг плана-графика документальных плановых проверок налогоплательщиков. Государственная фискальная служба Украины, начиная с 2018 года, формирует и размещает такой план-график на официальном сайте и не позднее, чем за 15 дней до наступления очередного квартала обновляет его.
План составляется на основании порядка, который утвержден Министерством финансов. В нем можно увидеть градацию налогоплательщиков по различным группам в зависимости от показателей дохода и численности сотрудников, отраслевых особенностей, отдельных видов операций. Легко можно определить свой статус в такой градации.
Порядок прямо указывает включать в график проверок предприятия, которые находятся в состоянии банкротства, ликвидации или перехода из одной налоговой в другую. По другим предприятиям для принятия решения о включении в график фискалы анализируют наличие не менее трех рисков высокой степени.
Всего насчитывается 28 рисков высокой степени. Некоторые из них можно проанализировать самостоятельно. Например, не ниже ли уровень роста налога на прибыль 50% и более уровня роста доходов предприятия. А вот проверить, что уровень уплаты НДС и налога на прибыль предприятием не ниже на 50% и более уровня уплаты таких налогов по соответствующей отрасли, не получится, так как такую информацию с 2013 года фискалы не публикуют. Хотя при большом желании неофициальную информацию по своей отрасли можно раздобыть, так как именно низкая налоговая нагрузка является одним из ключевых критериев для отбора плательщика в план-график.
Но и это еще не все. Если три высоких риска у предприятия есть, то дополнительно фискалами изучается регион регистрации и налоговая (офис крупных плательщиков или обычная) в которой такой плательщик зарегистрирован, так как от этого зависит минимальный объем дохода за год, который интересен фискалам (более 20, 50, 100 или 10000 млн.грн.).
Проверку наличия у компании отдельных рисков высокой степени, а также мониторингом предприятия в графике проверок, может заниматься бухгалтерская служба и своевременно информировать о результатах такого мониторинга руководство. Чтобы руководитель был уверен, что бухгалтерия не забудет выполнить такую задачу, целесообразно это задокументировать внутренним распоряжением. При этом разовый мониторинг в конце текущего года плана графика на следующий год не совсем правильное решение. Такую процедуру следует выполнять ежеквартально во вторую половину последнего месяца квартала.
А вот для внеплановых проверок никакого плана-графика нет. Поэтому о них компания может узнать не ранее, чем за 10 дней. Но при этом мы можем изучить основные поводы, которые могут стать следствием такой проверки и исключить их из своей деятельности.
Налоговый кодекс Украины предусмотрел 16 оснований для внеплановой проверки. Правда, на практике многие из них касаются исключительно отдельных операций в части НДС, акцизного сбора, трансфертного ценообразования, а также особых случаев, таких как реорганизация либо же наличие судебного решения о необходимости проверки.
Самые распространенные поводы для внезапного визита фискалов: неподача налоговой отчетности, непредоставление или несвоевременное предоставление ответа на запрос налоговиков с информацией о нарушении предприятием норм налогового, валютного и таможенного законодательства или недостоверности данных налоговой отчетности.
При своевременном контроле бухгалтерской службы, который бизнес может обеспечить с помощью внутренних или внешних аудиторов, упреждается риск неподачи налоговой отчетности, а также идентифицируются существенные налоговые риски по отдельным операциям. Этот инструмент отлично работает и как превентивная мера, некое подобие симулятора будущей проверки, так и на стадии, когда о проверке уже узнали, но ранее такой инструмент не применяли, а риски выявить и оценить необходимо.
В 2018 году под пристальное внимание проверяющих попадали операции с нерезидентами с особенными организационно-правовыми формами и из низконалоговых юрисдикций, операции с займами от нерезидентов, операции с возвратной финансовой помощью, безнадежная задолженность, курсовые разницы, штрафные санкции по судебным решениям, пассивные доходы нерезидентов. А неизменными лидерами последних лет в актах проверок остаются нереальные (фиктивные) операции (для налога на прибыль и НДС) и операции, которые не связаны с хозяйственной деятельностью (для НДС).
По тем рискам, которые оцениваются как высокие, своевременно принимаются управленческие решения для их минимизации: доработка первичных документов, дополнение в учетной политике. Но в любом случае, кто предупрежден, тот вооружен, и будь это плановая или неплановая проверка, для таких операций она не станет неожиданностью.
Для своевременной, а главное грамотной подготовки ответа на запрос фискалов с информацией о нарушении предприятием норм налогового, валютного и таможенного законодательства или недостоверности данных налоговой отчетности, можно подключить юриста, который имеет подобный опыт. Правильный ответ нивелирует возможность использования такого повода для внеплановой проверки.
Источник: https://ibuhgalter.net/news/2711