Регулятор зафиксировал ряд финансовых операций субъектов хозяйствования – клиентов банков по переводу безналичных средств в наличные, характер которых может свидетельствовать об отмывании денег или осуществлении рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка.
Так, схема проведения указанных финансовых операций включает следующие этапы:
– на счет предприятия А (в большинстве случаев период деятельности которого незначительный) поступают средства от широкого круга юридических лиц на основании заключенных между ними договоров, с похожими назначениями; иногда назначения, с которыми поступают средства, имеют разнообразное содержание (например, за сельскохозяйственную продукцию, товар, металлолом, ТМЦ и т.п.);
– полученные средства почти в полном объеме в тот же или следующий день субъект хозяйствования А перечисляет на счет другого предприятия Б на основании заключенного между ними договора (факторинга, переуступка прав требования, поручительства и т.п.). Необходимо заметить, что имеются случаи, когда средства на счета субъектов хозяйствования поступали с назначением: как пополнение уставного капитала; по договорам купли-продажи ценных бумаг (акции именные, векселя и т.п.); как перечисление из других собственных счетов и тому подобное;
– полученные средства почти в полном объеме в тот же или следующий день субъект хозяйствования Б перечисляет на счет 2909 банка (в том числе банка, в котором отсутствуют его текущие счета) на основании заключенного “Соглашения на доставку наличных субъекту хозяйствования” или “Договора на услуги по инкассации”, который в том числе предусматривает доставку наличности.
Таким образом, фактически происходит подкрепление кассы предприятия наличными на сумму, которая была перечислена банку в безналичном виде. В дальнейшем в соответствии с заключенными договорами предусмотрено, что субъект хозяйствования Б должен рассчитаться полученной наличкой по обязательствам предприятия A (например, с физическими лицами, в которых субъект хозяйствования A осуществил закупку товара).
Нацбанк дал следующие рекомендации:
• банкам, которые обслуживают таких клиентов, или, предоставляющих услуги подкрепления кассы предприятия наличными, обеспечить тщательный, углубленный и всесторонний анализ финансовых операций клиентов на предмет выявления подобных финансовых операций;
• это же должны делать и банки, в которых открыты счета субъектов хозяйствования, которые перечисляют средства на основании договоров на доставку валютных ценностей в кассу, а также банки, которые непосредственно осуществляют подкрепление наличными касс таких субъектов;
• при установлении банком деловых отношений с субъектом хозяйствования, который не имеет счетов в этом банке, путем заключения договоров на доставку валютных ценностей в кассу субъектов хозяйствования (подкрепление наличными кассы), банку следует тщательно проанализировать деятельность этого предприятия, используя риск-ориентированный подход. Целью этого анализа является выяснение, соответствует ли объем наличности, который используется для подкрепления кассы, его финансовому состоянию, сути деятельности, виду услуг, которые им предоставляются и пр. То есть банк должен четко понимать, является ли источник получения наличных этим предприятием прозрачным и не вызывает ли сомнений его законность.
Эти меры, по мнению Национального банка Украины, следует применять и в течение всего периода существования деловых отношений с таким предприятием.
В случае установления банком несоответствия объемов наличности, которая направляется на подкрепление кассы, финансовому состоянию клиента, сути его деятельности, виду услуг, предоставляемых им, по вышеприведенным подобными финансовыми операциями банкам рекомендовано устанавливать такому клиенту неприемлемо высокий риск и отказываться от установки (поддержания) деловых отношений (в том числе путем расторжения деловых отношений).
Джерело: https://buh.ligazakon.net/novosti-bukhgalterii/171298_Natsbank-obnaruzhil-ryad-skhem-po-obnalu