Как известно, 30 ноября 2017 года состоялось первое заседание Пленума нового Верховного Суда, на котором, среди прочего, принято решение о начале работы Верховного Суда с 15 декабря нынешнего года. Со дня начала работы Верховного Суда вступит в силу и Закон Украины от 3 октября 2017 года № 2147-VIII «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и иные законодательные акты».

Из вышеуказанного следует, что с 15 декабря 2017 года судопроизводство по хозяйственным, гражданским и административным делам будет осуществляться по новым правилам. Разграничение компетенции судов по рассмотрению этих дел осуществлено посредством норм о юрисдикции, которые детально описывают спор, что должен рассматривать тот или иной суд. Такая потребность вызвана, прежде всего, практикой применения действующего процессуального законодательства, которое допускало случаи, когда дело рассматривалось, например, судами административной юрисдикции, а должно было рассматриваться судами юрисдикции общей.

Порой случались случаи, когда суды и вовсе не могли определить юрисдикцию спора. Так, дела по спорам по обжалованию действий или бездействий государственного регистратора по регистрации/отказа в регистрации прав на недвижимое имущество одновременно рассматривались как судами общей, так и административной юрисдикции. В делах по избирательным спорам один административный суд отказывал в открытии производства, ссылаясь на то, что такой спор должен рассматривать не этот, а другой административный суд. Поэтому для своевременной и эффективной судебной защиты нарушенных прав возникла необходимость в разработке новых правил о судебных юрисдикциях, что и было сделано в новом процессуальном законодательстве.

Характерной особенностью норм о судебных юрисдикциях является их унификация в новых процессуальных кодексах. Отныне юрисдикция судов делится на: 1) инстанционную; 2) предметную; 3) субъектную (кроме КАС Украины); и 4) территориальную.

Инстанционная юрисдикция указывает на суд, который должен рассматривать дело как суд первой, второй или третей инстанции.

Предусмотрены случаи, когда судами первой инстанции выступают апелляционные или даже кассационные суды.

Основным нововведением инстанционной юрисдикции является ликвидация высших специализированных судов, которыми до 15 декабря 2017 года являются Высший хозяйственный суд Украины, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший административный суд Украины и возврат к трехуровневой системе судоустройства во главе с новым Верховным Судом.

Новый Верховный Суд теперь будет действовать как суд кассационной инстанции, в состав которого входит Кассационный административный суд, Кассационный хозяйственный суд, Кассационный уголовный суд, Кассационный гражданский суд, а также Большая Палата Верховного Суда. При этом, Большая Палата Верховного Суда, с целью обеспечения одинакового применения норм права кассационными судами, действует как суд кассационной инстанции. Таким способом новый Верховный Суд будет выполнять функцию по обеспечению постоянства и единства судебной практики. Из этого следует, что, несмотря на ликвидацию высших специализированных судов, рассмотрение дел в порядке второй кассации осталось.

Предметная юрисдикция указывает на конкретный спор или характер спорных правоотношений, которые могут рассматривать общие, хозяйственные или административные суды.

При этом, некоторые категории административных дел на первом этапе (как суды первой инстанции) рассматривают местные общие суды, действующие как административные. Но это не должно вызвать каких-либо проблем, так как предметная юрисдикция между окружными административными судами и местными общими судами как административными в КАС Украины разграничена.

Большое практическое значение имеет создание Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, к предметной юрисдикции которого отнесено рассмотрение всех дел, возникающих из прав интеллектуальной собственности.

Рассмотрение споров с участием Антимонопольного комитета Украины и его территориальных подразделений в основном осуществляется хозяйственными судами. Исключение составляют дела по спорам о защите от недобросовестной конкуренции. Если в недобросовестной конкуренции использованы права на объекты интеллектуальной собственности, то такой спор должен рассматривать Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности. Все остальные споры по применению в хозяйственной деятельности недобросовестной конкуренции подлежат рассмотрению в хозяйственных судах.

К предметной юрисдикции хозяйственных судов также отнесено рассмотрение дел по корпоративным отношениям; по обжалованию актов (решений) субъектов хозяйствования, их органов, должностных и служебных лиц; возникающих из заключения, исполнения и обеспечения хозяйственных договоров; о банкротстве; по иным спорам, возникающих между субъектами хозяйствования.

Нормами ХПК Украины и ГПК Украины о предметной юрисдикции предусмотрено право сторон о передаче спора на рассмотрение иностранного суда, что является новеллами процессуального законодательства.

Кроме того, определенные споры по гражданским и хозяйственным делам могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда или международного коммерческого арбитража. Установлено, что любые неточности в соглашении сторон о рассмотрении дела указанными органами должны трактоваться судом в пользу такого соглашения, его действительности и выполнимости.

В целом следует отметить, что нормы о предметной юрисдикции достаточно подробно детализированы в новом процессуальном законодательстве. В первую очередь это связанно с тем, что основной критерий в разграничении юрисдикций административных, хозяйственных и общих судов состоит в предмете спора.

Субъектная юрисдикция определяет сторон того или иного спора. Упоминание об этом виде юрисдикции есть ХПК Украины и ГПК Украины, а вот отдельных норм о ней нет. Выводы о том, кто может выступить истцом, а кто ответчиком в конкретном споре следуют из норм о предмете спора (предметной юрисдикции), которые во всех новых кодексах составлены по единому принципу. Поэтому, отсутствие субъектной юрисдикции в КАС Украины весьма условно.

Территориальная юрисдикция предусматривает создание судебных округов, в пределах которых и будут работать суды первой и второй инстанций. Как и раньше, предъявление иска по общему правилу осуществляется в суд по месту проживания/местонахождения ответчика. Также продолжают действовать правила об альтернативной и исключительной подсудности дел, когда истец имеет право на свое усмотрение подать иск в один из судов, компетентных рассматривать такой спор, или обязан подать свой иск в конкретно установленный законом суд.

Это, пожалуй, основные правила судебных юрисдикций в новых процессуальных кодексах.

Автор: Олег Громовой, управляющий партнер, Алексей Фелди, юрист, GENTLS Law firm
Джерело: http://jurliga.ligazakon.ua/news/2017/12/12/167026.htm