Деятельность органов Государственной налоговой службы Украины (далее – ГНС Украины), связана со сбором, накоплением и анализом больших массивов информации с целью контроля надлежащего исполнения плательщиками налоговой обязанности.

На основании собранных информационных материалов контролирующий орган делает выводы о налоговой дисциплинированности и добросовестности плательщиков налога на дополнительную стоимость (далее – налогоплательщики), в следствии чего налогоплательщику может быть присвоен критерий рисковости, как это предусмотрено в Порядке остановления регистрации налоговых накладных, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 № 1165 (далее – Порядок № 1165).

Наличие «рискового» статуса является безусловным основанием для остановления регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки, а контрагенты плательщика теряют право на использование налогового кредита до момента разблокировки налоговых накладных.

Чаще всего налоговая в решении о признании плательщика соответствующим критериям рисковости ограничивается формальной отсылкой на Порядок № 1165 без детализации оснований для присвоения статуса.

Очевидно, что это ставит налогоплательщика в неопределенность по поводу оснований и сути их «рисковости», и как результат, лишает возможности предоставить мотивированные пояснения для опровержения обстоятельств, которые налоговая считает доказанными, и снять нежелательный статус.

В итоге это создает конфликт между плательщиками и налоговыми органами, который в основном решается в судебном порядке. И хотя по правилам административного судопроизводства именно налоговая должна доказать суду правомерность принятого решения, в том числе предоставить доказательства, подтверждающие позицию контролирующего органа, чрезмерная длительность судебного рассмотрения не способствует быстрому решению проблемы с блокировкой налоговых накладных и избежанию конфликтов с контрагентами «рискового» плательщика.

Может ли быть эффективной административная процедура снятия критерия рисковости налогоплательщика? Попробуем разобраться.

Основания «рисковости» налогоплательщиков

Приложение № 1 к Порядку № 1165 определяет «Критерии рисковости плательщика налога на дополнительную стоимость» (далее – Критерии рисковости), при наличии хотя бы одного из которых налогоплательщик приобретает «рисковый» статус. Повышенный интерес у налоговой к «рисковому» налогоплательщику во время регистрации налоговых накладных оправдывается контролирующим органом якобы наличием угрозы уклонения налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:  Як змінити систему оподаткування ФОП: перехід з однієї групи на іншу

Приложение № 1 к Порядку № 1165 предусматривает восемь случаев «рисковости» налогоплательщика, но любимым критерием контролирующего органа является последний.

Так, согласно п. 8 Критериев рисковости в случае выявления налоговой информации, ставшей известной в процессе производства текущей деятельности во время исполнения возложенных на контролирующие органы заданий и функций, которая определяет рисковость хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации налоговой накладной / расчета корректировки, плательщика налога на дополнительную стоимость включают в перечень рисковых налогоплательщиков.

Учитывая размытую формулировку «наличие налоговой информации», налоговая имеет максимально широкие границы публичного усмотрения для присвоения рисковости по «популярному» п. 8 Критериев.

При этом «награждение» налогоплательщика рисковым статусом осуществляется без извещения налогоплательщика и, согласно абз. 1 п. 6 Порядка № 1165, автоматически останавливается регистрация составленных им налоговых накладных / расчетов корректироки.

«Мы рисковые или нет?»

Обычно налогоплательщик узнает о своем «рисковом» статусе из электронного кабинета, куда отправляется решение комиссии регионального уровня о присвоении налогоплательщику «рискового» статуса или путем получения квитанции об остановлении регистрации налоговой накладной, где в поле «Результат обработки» указывается «рисковый» статус налогоплательщика со ссылкой на номер присвоенного критерия.

Плательщик согласно абз. 7 п. 6 Порядка № 1165 имеет право подать уведомление о несоответствии критерия рисковости и отдельные пояснения по этому поводу с подачей подтверждающих документов. Как следствие, комиссия пересматривает вопрос о соответствии/несоответствии налогоплательщика на основании материалов, предоставленных самим плательщиком к пояснениям в совокупности с налоговой информацией, имеющейся в базах данных Государственной налоговой службы Украины. Критически важной для плательщика в этой процедуре является его осведомленность о причинах, по которым его «наградили» рисковым статусом, и исследование только решения о присвоении критерия недостаточно.

Еще в 2018 году Кассационный административный суд в составе Верховного Суда в постановлении по делу № 822/1817/18 подчеркнул, что налогоплательщик не может реализовать собственное право на подачу пояснений и исчерпывающегося перечня документов для опровержения выводов контролирующего органа в том случае, если налоговый орган предоставляет общую ссылку на установленные риски. Такие действия налогового органа влекут за собой необоснованное ограничение права налогоплательщика подавать пояснения и исчерпывающийся перечень документов в зависимости от конкретных причин, обусловивших выводы налогового органа.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:  Як змінити систему оподаткування ФОП: перехід з однієї групи на іншу

Порядок № 1165 не содержит ссылки на источники налоговой информации, которыми оперирует региональная комиссия ГНС Украины, когда принимает решение о соответствии / несоответствии налогоплательщика Критериям рисковости. Зато 12.05.2020 приказом Государственной налоговой службы Украины № 204 утвержден Порядок комиссии центрального и регионального уровней, структурных подразделений ГНС, главных управлений ГНС в областях, г. Киеве и Офиса крупных налогоплательщиков ГНС (далее – Порядок № 204), которым предусмотрено процедурные основы взаимодействия комиссий по вопросам остановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных центрального и регионального уровня.

Исходя из содержания пп. 3.3, абз.5 п. 3.4, пп. 3.6, 3.7, 3.10, 3.11, абз. 4 п. 7.1 Порядка № 204 процедура принятия решения о присвоении налогоплательщику рискового статуса предусматривает обработку комиссией регионального уровня информации и материалов, предоставленных структурными подразделениями ГНС в разрезе налогоплательщиков. То есть налоговая информация, на основании которой присваивается «рисковый» статус налогоплательщику, имеет документальное обоснование, рассматривается региональной Комиссией с фиксацией в протоколе заседания, по итогам чего принимается решение о соответствии налогоплательщика одному или нескольким критериям рисковости плательщика (абз.5 п.6 Порядку № 1165). В дальнейшем, после принятия решения региональная Комиссия передает все материалы, связанные с ним, в Комиссию центрального уровня.

Таким образом, обязанность налогового органа документировать процедуру признания плательщика соответствующим Критериям позволяет налогоплательщику получить ответ на вопрос «что со мной не так?» и аргументировано доказать наличие оснований для снятия статуса рисковости. Незаменимым инструментом для этого является адвокатский запрос, позволяющий получить ответ в течение 5 рабочих дней с момента его поступления в налоговый орган.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:  Як змінити систему оподаткування ФОП: перехід з однієї групи на іншу

Довольно часто в ответе на адвокатский запрос налоговый орган ссылается на факты хозяйственных правоотношений налогоплательщика с другими контрагентами, которые на момент совершения операции уже имели рисковый статус, что и повлекло за собой присвоение рисковости клиенту. Очевидно, что выводы налогового органа о рисковости налогоплательщика на основании налоговой информации о несоблюдении/нарушении налоговой дисциплины контрагентом плательщика противоречит устоявшейся практике Верховного Суда и Европейского суда по правам человека, неоднократно подчеркивающих невозможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за неисполнение / несоблюдение налоговой обязанности его контрагентом. В свою очередь установление конкретного перечня контрагентов, хозяйственные взаимоотношения с которыми обусловили рисковый статус налогоплательщика, позволяет предоставить контролирующему органу пояснения по поводу взаимоотношений с указанными контрагентами и опровергнуть выводы налогового органа по поводу «рискового» статуса налогоплательщика на основании п. 8 Критериев рисковости.

Для эффективной коммуникации с налоговым органом рекомендуем предоставлять пояснения в контексте реальности хозяйственных операций с «токсичными» контрагентами, доказывать экономический эффект и цель таких взаимоотношений для налогоплательщика.

Наш опыт позволяет утверждать, что «рисковость» налогоплательщика может быть снята в административном порядке при условии правильного построения стратегии защиты. Использование такой процедуры позволяет одновременно достичь двух целей: эффективно использовать право на подачу пояснений для снятия «рискового» статуса налогоплательщика и, в случае неэффективности административной процедуры, сформировать доказательную базу для доказывания необоснованности решения налогового органа о соответствии налогоплательщика Критериям рисковости в судебном порядке.

Автори: Зверева Людмила, Шульжук Тарас
Джерело: https://jurliga.ligazakon.net/news/198158_chto-gde-kogda-ili-ustanovlenie-prichin-riskovosti-nalogoplatelshchika